Фрагмент для ознакомления
2
2. Порядок установления инвалидности
2.1. Определение и функции медико-социальная экспертизы
Медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) - это специальная комиссия, в обязанности которой входит признание человека инвалидом и определение потребностей конкретного инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных человека с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
МСЭ осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
изучение уровня и причин инвалидности населения;
участие в разработке комплексных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право :
направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;
запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;
проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации (далее – ИПР);
направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.
Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.
Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические - для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.
Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.
Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования - по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам - экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.
Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам лечебно-профилактического учреждения, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.
2.2. Порядок проведения медико-социальной экспертизы
При постановке человека на учет именно как инвалида, помимо общей оценки его физиологического состояния здоровья, специальная комиссия оценивает возможность индивидуума зарабатывать на жизнь собственными силами. Только достойный уровень ежемесячного дохода дает человеку шанс быть полноценным членом социума, активно участвовать в его жизни. Поэтому общество финансово поддерживает людей, лишенных такой возможности не по своему выбору. При этом неважно, стал человек инвалидом в результате пороков здоровья от рождения или в процессе жизни перенес несчастный случай, нанесший его здоровью существенный удар.
Денежное пособие инвалидам – только часть целого комплекса мер, которые государство разрабатывает и внедряет в жизнь, чтобы люди с инвалидностью могли жить максимально полноценно .
Для оформления статуса инвалида, оформления права на денежное пособие и льготы, необходимо получить заключение медицинской комиссии. На экспертизу потребуется представить заключения лечащих врачей, подтвержденные медицинские диагнозы, результаты анализов. Узнать, как и куда подать документы, можно в поликлинике по месту жительства.
Отличие МСЭ (медико-социальной экспертизы) от обычной медкомиссии в том, что ее конечная цель – определение именно потребности индивида в мерах социальной защиты, льготном отношении в связи с ограничением возможности нормальной жизнедеятельности.
Прежде всего, потенциальному обладателю инвалидности требуется направление на комиссию. Обратиться за ним можно в свою поликлинику к лечащему врачу. Частные врачи могут только рекомендовать пройти МСЭ, но не направляют. В такой ситуации действовать следует через органы социальной защиты.
Регламентируется порядок осуществления экспертизы приказом Минздрава №535.
Если направление получено, в бюро пишется заявление по форме 088/у-06, а также прилагаются:
СНИЛС и копия паспорта;
амбулаторная карта, данные диагностик и пр;
справка об условиях труда и характере работы;
копия трудовой книжки.
Предоставив требуемые документы, льготник в течение месяца ждёт прохождения медкомиссии (о конкретной дате сообщают в бюро МСЭ).
В осмотре и опросе (по разным сферам жизни) участвует три специалиста МСЭ. Плюс, по желанию обследуемого можно пригласить независимого эксперта.
О беспристрастности осуществляемой экспертизы свидетельствуют акт проверки с протоколом:
протокол ведётся в течение всей медкомиссии одним из экспертов и может являться веским аргументом при появлении разногласий;
акт составляется по итогам освидетельствования и включает в себя наряду с данными о здоровье и условиях жизни обследованного, решения членов комиссии, прогнозы.
Для повторных МСЭ потребуется копия ранее вынесенного заключения, а также подтверждение пройденных курса лечения и реабилитационных мер для улучшения состояния здоровья.
В течение ближайшего месяца будет назначена дата для проведения экспертизы. Она производится с участием самого больного, так как члены комиссии имеют право задавать вопросы, проводить оперативный медосмотр. Конечно, речь не идет о тех случаях, когда больной человек физически не может присутствовать на МСЭ в связи с тяжелым состоянием. Идут навстречу и инвалидам, проживающим далеко от места проведения комиссии (например, в отдаленной от районного центра сельской местности). В таких случаях, по решению совета экспертиза проводится заочно на основании предоставленной документации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Электронный источник] / https://constitution.garant.ru/
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный источник] / https://base.garant.ru/10164504/
3. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями) [Электронный источник] / https://base.garant.ru/12145177/
4. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. – М: 2019. – 264 с.
5. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2017. – 238 с.
6. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. – 184 с.
7. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018. – 510 c.
8. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2019. – 428 с.
9. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. – М: Юрайт, 2019. – 428 с.
10. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. – М: Проспект. 2020. – 112 с.
11. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2017. – 384 с.
12. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М: Омега-Л, 2015. – 170 с.
13. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М: Юрайт, 2019. – 188 с.
14. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. – М: КноРус, 2019. – 240 с.
15. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. – М: Юрайт, 2019. - 406 с.
16. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2019. - 430 с.
17. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. – М: Проспект, 2020. - 480 с.